Проектирование тепловых сетей (ТС)
Тепловая сеть — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Тепловые сети подразделяют на:
— магистральные – от теплоисточников до вводов в микрорайоны или предприятия;
— распределительные (в т. ч. квартальные) – от магистральных сетей до сетей к отдельным зданиям;
— сети к отдельным зданиям и сооружениям в виде ответвления от магистральных и распределительных тепловых.
Также тепловые сети могут быть классифицированы по виду используемого в них теплоносителя (горячая вода, водяной пар) и по его расчетным параметрам (давлениям и температурам).
Водяной пар как теплоноситель часто применяется в теплоисточниках (котельных, ТЭЦ), а во многих случаях- и в системах теплоиспользования, особенно промышленных. Коммунальные системы теплоснабжения оборудуются водяными тепловыми сетями, а промышленные – либо паровыми, либо паровыми в сочетании с водяными, используемыми для покрытия нагрузок систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.
Систему теплоснабжения (открытую, закрытую, в том числе с отдельными сетями горячего водоснабжения, смешанную) выбирают на основе представляемого проектной организацией технико-экономического сравнения различных вариантов систем с учетом местных экологических, экономических условий и последствий от принятия того или иного решения. В результате использовании открытой системы теплоснабжения, учитывая подпитку тепловых сетей, капитальные вложения в теплоисточник оказываются большими, нежели при использовании закрытой системы теплоснабжения. Вместе с тем при закрытой системе отпадает надобность в подогревателях воды, а потому существенно снижаются затраты на узлы присоединения систем горячего водоснабжения к тепловым сетям. Таким образом, выбор между системами в каждом случае должен обосновываться технико-экономическим расчетом с учетом всех звеньев системы централизованного теплоснабжения.
Водяные тепловые сети проектируют, как правило, двухтрубными, подающими одновременно теплоту на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды. Многотрубные и однотрубные тепловые сети также применяются, но только при технико-экономическом обосновании.
Прокладка тепловых сетей от теплоисточника до потребителя осуществляется надземным и подземным (канальным, бесканальным) способом. Надземные теплопроводы имеют более высокую надежность и долговечность, а также меньшую капиталоемкость по сравнению с подземными, однако прокладка надземных трубопроводов должна согласовываться с архитектурными и планировочными требованиями.
При разработке системы теплоснабжения для обеспечения ее энергоэффективности и безопасной эксплуатации необходимо обеспечить:
— нормативный уровень потребления тепловой энергии зданиями и сооружениями;
— соблюдение требований экологии;
— безопасность эксплуатации путем разработки мер, исключающих контакт людей непосредственно с горячим теплоносителем или поверхностями трубопроводов и оборудования, слив сетевой воды в местах, не предусмотренных проектом и других мероприятий, предусмотренных нормативными требованиями;
— применение наиболее прогрессивных конструкций и технических решений;
— совместную работу источников теплоты;
— прокладку резервных трубопроводов;
— устройство перемычек между тепловыми сетями смежных тепловых районов;
— повышение надежности и долговечности тепловых сетей путем защиты трубопроводов от внутренней и наружной коррозии, надежной гидроизоляцией, высоким качеством тепловой изоляции для снижения тепловых потерь;
— применение качественно-количественного регулирования с целью уменьшения колебаний гидравлических и тепловых режимов в конкретных квартальных (микрорайонных) системах в пределах, обеспечивающих качество и устойчивость теплоснабжения.
При проектировании тепловых сетей в городских условиях важно знать и учитывать:
— высокую плотность застройки;
— насыщенность подземного слоя всевозможными коммуникациями;
— наличие не только существующих, но и перспективных линий коммуникации;
— наличие метрополитена в крупных городах.